Связанные понятия
Мирово́й ры́нок — составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в международном разделении труда.
Товарная биржа (англ. commodity exchange) — постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары.
Би́ржа (нидерл. beurs, нем. Börse, фр. bourse, итал. bórsa, исп. bolsa) — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи.
Ры́нок це́нных бума́г , фо́ндовый ры́нок (англ. stock market, англ. equity market) — совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Производный финансовый инструмент , дериватив (англ. derivative) — договор (контракт), по которому стороны получают право или обязуются выполнить некоторые действия в отношении базового актива. Обычно предусматривается возможность купить, продать, предоставить, получить некоторый товар или ценные бумаги. В отличие от прямого договора купли/продажи, дериватив формален и стандартизирован, изначально предусматривает возможность минимум для одной из сторон свободно продавать данный контракт, то есть является...
Упоминания в литературе
В международной торговле применяются два основных вида цен: расчетные и публикуемые. Расчетные цены индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками. Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень
мировых цен . К ним относятся справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов, фактических сделок, предложения крупных фирм.
Свободные цены на продукцию устанавливаются (с учетом НДС) изготовителями продукции по согласованию (на равноправной основе) с розничными и другими предприятиями, реализующими продукцию населению, внерыночными потребителями, а также с посредниками (включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые предприятия и организации). Если у потребителя отсутствует возможность в выборе другого поставщика такой продукции, окончательное решение по уровню цен и их применению принимают государственные органы по установлению и регулированию цен (тарифов). На мировом рынке применяется множественная разновидность цен, так, один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Наиболее обобщающим выражением цены, используемой в международных сделках, является понятие
мировых цен , под которыми понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в основных центрах мировой торговли. Проведение переговоров о цене участники торговой сделки начинают с базисной цены, основу которой составляет цена, которая публикуется в справочниках (справочная цена) и прейскурантах (прейскурантная).
Функция «мировых денег» реализуется в сфере взаимоотношений между разными странами или отдельными физическими или юридическими лицами, находящимися в разных странах. На международном рынке деньги определяют
мировые цены на товары и услуги, используются в качестве международного платежного и расчетного средства, формируют валютные резервы государств и международных финансовых институтов.
Именно на этих принципах построена, к примеру, общая аграрная политика ЕС. В ее основе – не только широкий инструментарий мер по защите внутреннего рынка от импортной сельскохозяйственной продукции, но и стимулирование экспорта. Достижение конкурентных преимуществ в сфере международной торговли сельскохозяйственной продукцией основано на разнице во внутренних и
мировых ценах . Так как мировые цены на тот или иной сельскохозяйственный продукт формируются в регионах, наиболее благоприятных для его производства, то зачастую внутренние цены на тот же продукт в тех или иных странах оказываются выше мировых. Особенно актуальна такая «неконкурентная» разница для развитых стран типа ЕС и США, где высоки издержки производства. Однако и страны Европы, и США являются одними из основных поставщиков конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. Данный «парадокс» объясняется искусственным повышением конкурентоспособности европейских и американских фермеров при их выходе на мировой рынок за счет государственных субсидий, компенсирующих разницу более высокой внутренней ценой и более низкой мировой.
Известно, что при экспорте страна получает выгоду, измеряемую разницей между более высокой
мировой ценой и более низкой внутренней ценой производства/добычи. При импорте, напротив, происходит экономия внутренних затрат на основе отказа от национального производства того или иного вида товара, так как цены на ввозимые из-за рубежа товары ниже по сравнению с издержками их производства внутри страны. Так или иначе, но материальные логистические потоки, проходя из одной страны в другую, должны быть опосредованы актами международной купли-продажи, формализуемыми в виде экспортных/ импортных операций.
Связанные понятия (продолжение)
Бизнес-брокер (от англ. Business broker) - юридическое или физическое лицо, посредник между продавцом и покупателем готового бизнеса, агент сделок слияния и поглощения бизнеса. Бизнес-брокер выступает медиатором в отношениях двух сторон, работает в интересах процесса сделки. В России, как правило, функции бизнес брокера следующие: поиск объекта бизнеса на продажу (по запросам покупателя, или без них), предварительная оценка бизнеса, сопровождение сделки купли-продажи готового бизнеса (медиация переговорного...
Экспорт , как понятие, происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны или государства.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Дистанционная торговля (англ. distance «расстояние») — одна из форм розничной продажи товаров, отличием которой от традиционной магазинной торговли, является наличие между продавцом и потребителем расстояния. Таким образом, между продавцом и покупателем не происходит личного контакта, а покупатель совершает покупку на основе изображений и текстового описания товаров. Продажа товара дистанционным способом предполагает, что покупатель ознакомился с товаром не в полном объёме: не было тактильных ощущений...
Электронная коммерция — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
Московская Товарная Биржа (МТБ) — первая биржа, открытая в СССР после более чем 60-летнего перерыва, прошедшего после закрытия последней биржи на территории страны.
Индекс цен на импорт (англ. U.S. Import and Export Price Indexes) публикуется Bureau of Labor Statistics — отделом статистики в министерстве труда Соединенных Штатов. Все началось с ежегодного издания, первый индекс был опубликован в 1973 году. В 1974 году он начал публиковаться ежеквартально. В 1982 году Административно-бюджетное управление включило IPP индексы в перечень основных федеральных экономических показателей, наряду с индексом потребительских цен и индексов цен производителей. В январе...
Мировые финансовые центры (англ. International financial centres) — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др.
Розничная торговля в России превратилась в один из важнейших двигателей экономического роста экономики страны с момента начала экономических реформ и либерализации рынка в конце 1980-х годов, хотя розничная торговля существовала как в СССР, так и царской России. С началa 2000-х годов главным катализатором роста современной розницы является рост потребительского спроса на внутреннем рынке страны, который позволяет сглаживать колебания на экспортных направлениях.
«Готовый бизнес » — устоявшееся понятие, используемое в контексте купли-продажи предприятий на постсоветском пространстве; подразумевает действующий объект малого и среднего бизнеса, выставленный на продажу, ведущий стабильную хозяйственную деятельность и не требующий дополнительных вложений в обеспечение деятельности в результате перехода собственности.
Прямые продажи , личные продажи — продажа потребительских продуктов или услуг, осуществляемая вне стационарных точек розничной торговли.
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства, и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между потенциальными покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается...
Государственные краткосрочные облигации (ГКО), или официально государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации, — государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации. ГКО выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации.
Совместная покупка (также совместная закупка или коллективная покупка; в разговорной речи часто эспэ - от аббревиатуры "СП") — принцип организации покупки, который появился в середине двухтысячных годов на стыке новых возможностей интернет-коммуникаций по удалению избыточных посредников и неформальной системы местных потребительских связей определенного города и региона. При совершении совместной покупки несколько лиц приобретают товары непосредственно у поставщика или производителя по оптовым ценам...
Накопи́тельные ма́рки торго́вых организа́ций, или платёжные марки, — вид кредитных марок, по своему экономическому содержанию близких к сберегательным маркам. Выпускались в последние десятилетия XIX и начала XX века российскими коммерческими организациями для привлечения малоимущих покупателей.
Подробнее: Накопительная марка
Входной бонус (известен также под названиями «Плата за полку», «Плата за вход», «Входной билет») — сумма, уплачиваемая производителем или поставщиком магазину (торговой сети) за включение товара в ассортимент магазина (за «попадание товара на полки» ретейлера).
Пузырь доткомов (англ. Dot-com bubble) — экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год. Кульминация произошла 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Торго́вое финанси́рование — в русском языке собирательный термин, обозначающий финансовые инструменты, позволяющие предоставить покупателю отсрочку платежа на приобретаемый товар.
Фо́рекс (Forex, иногда FX, от англ. Foreign Exchange — «зарубежный обмен») — рынок межбанковского обмена валюты по свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений). Часто используется сочетание «рынок форекс» (англ. Forex market, FX-market).
Первичное публичное предложение , первичное публичное размещение, IPO (, также редко ; от англ. Initial Public Offering) — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путём размещения дополнительного выпуска акций путём открытой подписки, так и путём публичной продажи акций существующего выпуска.
Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») — аукцион, проводящийся посредством интернета, на специализированных сайтах (либо сайт-аукцион, либо электронная торговая площадка). В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона.
Прейскурант (нем. Preiskurant, от Preis — цена и фр. courant — текущий, устаревшее написание Прейс-Курант), прайс-лист (англ. price list, от price — цена и list — список)— тип издания. Согласно ГОСТ 7.60—90, это нормативно-производственное практическое и\или справочное издание, содержащее систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг с указанием цен, а иногда кратких характеристик. БСЭ (3-е издание) сообщало, что «В СССР издаются отдельно П. оптовых...
Поку́пка в гру́ппах (приобретение в группах) — это способ приобретения товаров или услуг за счёт совокупных платежей потребителей, объединенных в группу, для каждого из участников группы.
Хозяйственный магазин (часто — магазин товаров для дома, DIY-магазин) — специализированный магазин розничной торговли, в котором продают строительные, отделочные материалы и оборудование, товары для дома и сада.
Электронная торговая площадка (ЭТП) — программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи.
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
«Берёзка » — в СССР — сеть фирменных розничных магазинов, реализовывавших пищевые продукты и потребительские товары за иностранную валюту (иностранцам) либо за сертификаты, позднее чеки Внешпосылторга и Внешторгбанка (советским загранработникам — дипломатическим, военным и техническим специалистам, в частности специалистам «Зарубежстроя» и членам их семей).
Америка́нская депозита́рная распи́ска (англ. American Depositary Receipt), АДР (англ. ADR) — свободно обращающаяся на американском фондовом рынке производная ценная бумага на акции иностранной компании, депонированные в американском банке-депозитарии. 95 % выпусков АДР приходится на долю трёх банков — Bank of New York, Citibank, J. P. Morgan Chase. АДР номинированы в долларах США и обращаются как на американских фондовых биржах, так и в американских внебиржевых торговых системах.
Торговля акциями на бирже — процесс перехода прав собственности на акции и другие ценные бумаги на организованных торговых площадках (биржах). Первичное размещение эмиссии акций позволяет получить средства для деятельности предприятия. Вторичный оборот лишь изменяет собственников акций, но не приносит прямого дохода предприятию. Однако биржевая котировка акций позволяет определить истинную цену предприятия.
Продажа без покрытия (англ. short selling — короткая продажа, шорт, короткая позиция, игра на понижение) — продажа ценных бумаг, товаров или валюты, которыми торговец на момент продажи не владеет.
Биржевой товар (иногда коммодити или коммодитиз от англ. commodity) — товары, активно перепродаваемые на организованных рынках. Особенностью таких товаров является стандартность потребительских свойств, взаимозаменяемость, хранимость, транспортируемость, дробимость партий. Конкретные экземпляры таких товаров являются легко взаимозаменяемыми (или качественно однородными) и практически не имеет значения, кто, где и как их произвёл (нефть, бумага, молоко, медь и т. д.). Обычно основная торговля такими...
Франча́йзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франши́за (фр. franchise — льгота, привилегия), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (паушальный взнос) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франча́йзи) возмездное право действовать...
Частные деньги (англ. private currency) — негосударственные фидуциарные деньги, эмитируемые и используемые в обращении частными институциональными субъектами.
Прода́жа — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажа чаще всего является завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется всегда только в единственном числе.
Подробнее: Продажи
Маркировка меховых изделий — это процесс нанесения на определенную группу товаров КИЗов (контрольно — идентификационных знаков) утвержденного образца, которые представляют собой бланк строгой отчетности с элементами защиты от подделки (встроенную радиочастотную метку).
Золотой фиксинг (англ. Gold Fixing) — метод ежедневного установления цены на золото, который применялся на Лондонском межбанковском рынке золота с 12 сентября 1919 года. Цена на золото, являющаяся результатом Лондонского золотого фиксинга, являлась практически мировой ценой на поставку данного физического металла и использовалась в качестве ориентира в подавляющем большинстве контрактов на поставку физического золота. Цена устанавливалась компанией London Gold Market Fixing Limited по результатам...
Деривативы в энергетике — производные финансовые инструменты, базовым активом которых являются ископаемое топливо, моторное топливо или электроэнергия.
Контракт на разницу цен (англ. Contract For Difference, CFD) — это договор между двумя сторонами — продавцом и покупателем о передаче разницы между текущей стоимостью актива на момент заключения договора (открытия позиции) и его значением в конце действия договора (закрытия позиции). Хотя по форме контракт на разницу очень похож на контракт с поставкой товара, но продавец не обязан владеть реальным активом, а покупатель не получает прав требовать поставку.
Стратегия выхода на рынок — это запланированный способ распределения и доставки товаров или услуг на новый целевой рынок . В импорте и экспорте услуг это относится к созданию, установлению и управлению контрактами в другой стране.
Посылторг - торговая система в СССР, которая посылала почтой товары заказанные по каталогу.
Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Упоминания в литературе (продолжение)
Часто в качестве причины обвала цен на мировом рынке называют Саудовскую Аравию. Действительно, она в одностороннем порядке (без согласований в рамках ОПЕК) увеличила добычу «черного золота». Фактически, встав на путь нефтяного демпинга, стремясь приобрести роль хозяина мирового рынка «черного золота». Это, по мнению экспертов, может объяснить снижение
мировых цен на несколько долларов за баррель. Но ведь общая величина падения (если отсчитывать от максимума, достигнутого в 2008 году) составила около 100 долларов в расчете на баррель. А если отсчитывать от средней цены в 2014 году, равной почти 100 долларов (марка «брент»), то падение по отношению к началу нынешнего года составляет без малого 70 долларов в расчете на баррель. Такие «раскачки» рынка гипотетически под силу только всем основным нефтедобывающим странам (ОПЕК плюс Россия и еще два-три государства).
В России антикризисные вливания, составившие в 2009 г. 5,4%, а в 2010 г. – 4% ВВП (1,8 трлн рублей), также были направлены не на структурные реформы, а на спасение зарегистрированных в офшорах семейно-клановых конгломератов, компаний с госучастием и на социальные нужды. Благоприятная конъюнктура на мировом сырьевом рынке позволила выполнить социальные обязательства бюджета, снизить инфляцию и опередить ЕС по темпам прироста ВВП в 2011 г. (соответственно 4,3 и 1%). Однако зависимость экономики от
мировых цен на топливно-энергетические ресурсы (73% экспорта в 2011 г.) не уменьшилась, а возросла, Россия по-прежнему вывозит нефть, газ, лес, зерно, рыбу, научные идеи, а ввозит дорогостоящие нефте-, мясо-, молоко-, рыбопродукты, мебель, бумагу и новые технологии. Кризис не оздоровил российскую экономику.
С 1 ноября 1996 г. в Российской Федерации введен порядок составления и государственной регистрации паспорта бартерной сделки, предусматривающий ответственность российской стороны за своевременный ввоз товаров на сумму, эквивалентную сумме вывезенных товаров, или зачисление на счета уполномоченных банков валютной выручки от суммы вывезенных товаров. При этом регистрация паспорта сделки, осуществление таможенных процедур сопровождаются контролем объема поставок и обоснованности выбора цен с учетом уровня
цен мирового рынка.
БАРТЕРНАЯ СДЕЛКА (англ. barter transaction) – прямой натуральный товарообмен (без использования денег) между государствами, предприятиями в период неразвитых товарно-денежных отношений и неустойчивости валют. Несмотря на то, что при Б. с. денежные или валютные платежи не совершаются, товарообмен осуществляется на эквивалентной основе. Условием эквивалентного товарооборота выступает обмен товаров по
мировым ценам или по договорным ценам, в основе которых лежат мировые цены. Б. с. могут быть как двусторонними, так и многосторонними. Б. с. внутрене противоречивы. С одной стороны, они способствуют развитию внешнеторгового обмена. Но, с другой стороны, они выступают барьером расширения товарообмена, поскольку ограничиваются пределами товарообменного контракта. Основная причина использования Б. с. состоит в дефиците конвертируемой валюты, неустойчивости валют и др. Усложнение международной валютной ликвидности вызовет рост доли Б. с. в международных торговых отношениях. Подоб-ная же ситуация ожидается внутри нашей страны, обусловливающаяся углублением товар-ного дефицита, который, в свою очередь, ведет к неэквивалентному товарообмену.
Чтобы международная торговля была выгодной для всех ее участников, должна выработаться наиболее действенная для каждой страны структура экспорта и импорта. Такая эффективность обусловливается прежде всего адекватной системой
мировых цен и международных расчетов.
себестоимость тонны угля в СССР составляла 6-10 руб. при
мировой цене 30–40 долл.;